Как написать и издать успешную книгу
Что берут издательства
Постулат первый: если ваше произведение представляет хоть минимальную художественную ценность, издать его можно. Вопрос — как, где, каким тиражом и каких усилий это от вас потребует. Выпустить книгу стихов в твердом переплете и получить за это гонорар практически нереально, а издать дамский роман, если он написан чуть лучше школьного сочинения, — легко и просто. Опубликовать стихи для детей или роман в жанре фэнтези — вполне реализуемо, а вот дебютировать сборником рассказов за последние годы удалось только Леониду Каганову, Шимуну Врочеку и Дмитрию Скирюку. Фанфики (произведения по мотивам известных фантастических романов и вселенных) в последнее время выходят из моды, а «этническое» фэнтези и боевая фантастика по-прежнему на высоте. В последнее время стали публиковать тематические сборники рассказов и «альтернативную» фантастику — когда антураж фэнтези или киберпанка служит лишь декорацией для сюжета.
Просмотрите периодику, покопайтесь на книжных полках издательств, чтобы понять, в чей поток вы попадаете вернее всего. Стихи про эльфов вряд ли станут публиковать в толстом литературном журнале, но с десяток фэнзинов охотно украсят ими свои страницы. Рассказ, ложащийся в стиль молодежного издания, вряд ли встретит успех в газете для пенсионеров. Одни издательства охотнее берут городскую сказку, другие предпочитают эпопеи из жизни как бы славян, третьи специализируются на «внежанровой» фантазии.
Если вы не чувствуете в себе уверенности, достаточной для работы с «толстыми» журналами и издательствами, — начните с малого. В России существуют десятки, если не сотни фэнзинов, малотиражных журналов и местных газет. Им тоже нужны авторы. Найти координаты этих изданий вы можете в интернете.
Я бы не советовала начинающим авторам публиковаться за свой счет, особенно в коммерческих сборниках и альманахах — популярности вам это не прибавит, а деньги уйдут. Со стихами в этом смысле немного проще: «собственноручные» книги в свое время выпускали и Цветаева, и Гумилев — им это не помешало.
А вот безгонорарные публикации в фэнзинах и малотиражных изданиях — это обкатка, набор уверенности в себе как в авторе, первые ниточки обратной связи «автор—редактор» и «автор—читатель». Деньги придут, а опыт останется.